Про саксофон

Про саксофон. Новое слово — амбушюр. Положение губ, языка и лицевых мышц саксофониста при игре на саксофоне. Губы, охватывая трость, регулируют её вибрацию и воздействуют на звук. Амбушюр меняется при извлечении звуков различной высоты и силы.

Урок 1.4 Амбушюр саксофона

Урок ведет Николай Годына:

Про саксофон. Поговорим об амбушюре саксофона

Слово амбушюр происходит от французского слова bouche (бушь) — рот и определяет способ, каким саксофонист напрягает лицевые мышцы и складывает губы при игре на саксофоне.

Амбушюр, пожалуй, самый спорных элемент обучения игре на саксофоне.

Почему тема амбушюра вызывает столько споров на тематических форумах?

Дело в том, что огромное количество музыкантов используют совершенно разные способы сложения губ. Другими словами, у них разный амбушюр. Это означает, что, в принципе, не так важно как вы складываете губы и какой у вас амбушюр. Важно только то, что у вас получается в результате.
Если у вашей игры хороших звук и вы записываете платиновые альбомы, то кому какое дело как вы ставите губы на мундштуке?

Тем не менее, есть некоторые основополагающие вещи, которые необходимо знать об амбушюре, чтобы добиться того или иного звучания.

Про саксофон. Основополагающие вещи

Самое главное, что необходимо знать, это положение зубов на мундштуке и положение нижней губы.

Возьмите в руки мундштук. Лучше если сверху на мундштуке, в месте где будут располагаться зубы, будет установлена защитная наклейка.

Защитная наклейка на мундштук предназначена для того, чтобы зубы не скользили по мундштуку. Наклейки выпскаются прозрачными или черными. Выбирайте на свой вкус.

Про саксофон наклейка на мундштук

Когда вы начнёте нервничать и кусать мундштук, эта копеечная штучка защитит дорогой мундштук 😉

Поставьте верхние зубы на мундштук примерно в сантиметре от его края.

про саксофон место верхних зубов

Расстояние от края мундштука подбирается индивидуально. Куда следует поставить зубы зависит от:

  • прикуса;
  • толщины губ;
  • формы мундштука;
  • и других показателей.

Про саксофон. Как глубоко ставить зубы на мундштуке?

1. Зубы поставлены на самый край мундштука. Саксофонисты говорят в этом случае: «взять мало мундштука». При этом, звук саксофона получается мягким, ватным.
Такой звук для игры не подходит. Он является частой ошибкой начинающих саксофонистов.

2. Если поставить зубы далеко от края — «взять много мундштука» — получается резкий, громкий и неконтролируемый звук.

3. Если поставить зубы в какое-то промежуточное положение между этими крайними постановками, получится относительно правильный вариант.

Про саксофон. Самый важный момент амбушюра

После установки верхних зубов на наклейку наступает самый важный момент в амбушюре — постановка нижней губы.

Нижняя губа ставится близко к нижним зубам, но не заворачивается на зубы. (Впрочем есть амбушюры, особенно в академической школе, где нижняя губа заворачивается на зубы).

Нижняя губа должна стоять чуть выше зубов, как бы опираясь на зубы своей внутренней частью.

Иногда в старых учебниках по саксофону можно встретить рекомендации играть на «полуулыбке». Это старая кларнетовая школа. Она в настоящее время не используется даже в игре на кларнете. Большинство кларнетистов перешли на «французскую» постановку как у саксофонистов. Такая постановка напоминает положение губ при насвистывании. То есть, губы образуют не две плоские полоски, которые зажимают мундштук сверху и снизу. А губы образуют что-то наподобие резинового кольца, которое охватывает мундштук со всех сторон.

про саксофон мундштук

Попробуйте потренироваться в выполнении амбушюра перед зеркалом.
Если подбородок уходит вверх, значит, вы делает это не правильно.
про саксофно амбушюр не правильно

Подбородок должен образовывать подобие лопаточки и быть достаточно растянут.

про саксофон правильный амбушюр

Про саксофон. Как определить правильное расположение мундштука

Одним из способов выяснить правильное положение какого-то конкретного мундштука, является способ «визитной карточки».
Просуньте визитку между тростью и корпусом мундштука. Там где визитка остановится должна располагаться нижняя губа.

При таком расположении нижней губы трость во рту находится в положении самом лучшем для игры. То есть, край трости находится в свободном состоянии и может вибрировать. При этом, нижней губой будет возможно поджимать трость и, тем самым, регулировать звук саксофона.

Про саксофон. Еще про амбушюр.

Петр Риттер рассказывает о постановке лицевых мышц во время игры на саксофоне.


От работы лицевых мышц зависит звук саксофона.

Главная деталь в звучании саксофона — трость. Цель  работы лицевых мышц саксофониста сделать так, чтобы трость свободно вибрировала и ей ничего не мешало.

Основную проблему для трости может составить нижняя губа. Только она имеет контакт с тростью.

Чтобы трость свободно вибрировала необходимо открыть рот, расслабить мышцы нижней челюсти и немного напрячь мышцы подбородка. В этом случае нижняя губа ляжет на зубы и станет упругой как пружина. Это даже можно проверить если до неё дотронуться пальцем.

Если все сделать правильно, трость будет находиться на мягкой упругой пружине и будет свободно вибрировать.

Существуют две поставновки лицевых мышц при игре на саксофоне. Единственное отличие между ними это положение нижней губы.
1. В постановке, которую рекомендует известный педагог Ларри Тилл — нижняя губа ставится на нижние зубы. И она не подворачивается!

Многие саксофонисты играют с подвернутой губой. Из-за этого саксофон у них звучит ущербно.

2. Педагог Джо Аллард рекомендует вовсе не опирать нижнюю губу на зубы.

По мнению Петра Риттера нет никакой разницы на какой постановке играть. В то же время, на первой постановке научиться играть намного легче. Поэтому такая постановка является предпочтительной для начинающих саксофонистов.

Еще важные дополнения:

  • во время игры гортань следует держать максимально открытой, как при зевке;
  • язык касается кончика трости только при атаке или снятии ноты.

Задавайте вопросы в комментариях и переходите к пятому уроку:

Урок 1.5 Как играть на саксофоне. Извлекаем первый звук

Чтобы передохнуть послушайте приятную мелодию:

про саксофон

Про саксофон: 1 комментарий

  1. Лейла

    Подскажите, а если все правила соблюдены а звук выходит все равно не ля первой октавы . В чем можно быть проблема ? В трости ? А если трость не новая , но не была ни разу использована делала долгое время , может ли быть она причиной не правильного звука ? Благодарю

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *